Виниловая пластинка берёт своё начало с фонотеки — хранилища звукозаписей, где многоярусные стеллажи уставлены коробками с магнитной лентой. С этой ленты фонограмма переносится на лаковый диск с помощью специального резца рекордера, вырезающим звуковую дорожку. Происходит преобразование электрических сигналов магнитной ленты в механические колебания резца. При этом лаковый диск вращается с постоянной скоростью. Резец же, нарезая канавки, движется в радиальном направлении — от края к центру.
Лаковый диск представляет собой прецизионное изделие. В своей основе имеет алюминиевую подложку сверхточной прокатки. Подложка с двух сторон покрыта слоем специального лака толщиной около 0,2 мм. При нанесении лака не допускается попадание посторонних включений размером более 1 микрона. Лак наносится в стерильном помещении, куда воздух поступает через электростатическую систему удаления пыли. К лаку также предъявляют жесткие требования по фильтрации, нанесению и последующей сушке.
Рекордер представляет собой высокоточный электромеханический станок, осуществляющий запись на лаковый диск. В помещении, где он находится, также поддерживается стерильная чистота. Для исключения паразитных вибраций, которые могут передаться резцу, рекордер установлен на массивном фундаменте, имеет развязку с полом и стенами самого здания.
Сигналы магнитной ленты преобразуются в электрический ток, и попадают в катушки возбуждения рекордера, сердечники которых колеблются вместе с резцом, нарезая, таким образом, канавки. Образующаяся при этом стружка удаляется с помощью вакуумного отсоса, расположенного рядом с резцом.
Процесс изготовления виниловых пластинок
Резец представляет собой микроскопический режущий инструмент сложной геометрической формы. Тело резца нагревает до температуры 200-300°С навитая на него проволока за счёт протекающего по ней электрического тока. Горячий резец размягчает слой лака, и образующаяся канавка имеет более гладкие стенки, что приводит к уменьшению уровня собственных шумов.
Сапфир — основной материал, используемый для изготовлении резцов. Реже применяется алмаз, в основном из-за дороговизны.
За правильностью нарезания дорожки следит оператор. По-началу приходилось пользоваться микроскопом, что очень утомляло зрение. Но в дальнейшем режущую головку оснастили миниатюрной телекамерой, что дало возможность наблюдать за процессом, глядя на монитор.
Полученная таким образом запись на лаковом диске ничем не отличается по своим характеристикам и параметрам от магнитной фонограммы.
Готовый лаковый диск используют для получения никелевых оригиналов методом гальванопластики. Этот электрохимический метод позволяет делать точные копии микрорельефа звуковых дорожек. Первый оригинал может служить матрицей, с него можно прессовать виниловые пластинки. Одна матрица рассчитана на получение скольких сотен копий. Если заказ виниловых пластинок исчисляется тысячами штук, потребуются дополнительные матрицы. Лаковый диск для этого не используется. В ванну с электролитом помещают первый оригинал, и с него снимают второй оригинал. После получения его ставят на специальный проигрыватель и подвергают слуховому контролю. При обнаружении дефектов, что иногда бывает, студия записывает новый лаковый диск. Но чаще всего прибегают к помощи ювелира-гравёра, который берёт дефектный никелевый оригинал и с помощью особых методов полировки выбирает все неровности, что портят звучание. После устранения дефектов, приступают к изготовлению матриц. Процесс повторяется — в ванну с электролитом помещают отреставрированный диск, получают третий оригинал. Если предполагается массовый тираж виниловых пластинок, с третьего оригинала получают четвёртый. Его отправляют на завод грампластинок, где с помощью той же гальванопластики, изготавливают необходимое количество матриц, в зависимости от тиража.
Тиражи виниловых пластинок, в зависимости от музыкального жанра, были следующими:
-
Оперная, симфоническая, камерная музыка — 3000-5000 экз.;
-
Русская народная музыка — 5000-10000 экз.;
-
Национальная музыка народов СССР — 1000-2000 экз.;
-
Песни советских композиторов, авторские песни эстрадных композиторов — 5 000-10 000 экз.;
-
ВИА — 10 000-30 000 экз.;
-
Эстрадные сборники — до 100 000 экз.;
-
Литературно — драматические записи — 1000-3000 экз.;
-
Детские записи — 5000-10 000 экз.
Апрелевский завод грампластинок — крупнейшее предприятие фирмы «Мелодия». Ежедневный выпуск составлял 250 000 грампластинок. За 1983 год было выпущено 72 млн. виниловых пластинок из общего количества в 203 млн. Непосредственное изготовление виниловых пластинок происходило в прессовых цехах, оборудованных гидравлическими прессами. На верхнюю и нижнюю пресс-формы устанавливали параллельно друг другу матрицы, с которых, в последствии, и получали виниловые пластинки. Расположенные рядом с прессами термокамеры заполняли чёрными гранулами — винилитом. Винилит — особый вид пластмассы, имеющий изначально бело-жёлтый цвет. Чёрную окраску он приобретает благодаря небольшой добавке сажи. В винилит включали специальные антистатические компоненты, что снижали уровень шума и степень запылённости виниловых пластинок.
Система программного обеспечения пресса подавала дозированное количество расплавленной пластмассы в рабочую область, куда предварительно укладывались круглые этикетки будущей виниловой пластинки. Под усилием 100 тонн матрицы смыкались, сначала образуя лепёшку, а потом и диск со звуковыми канавками. Далее следовал процесс охлаждения. После него матрицы расходились обратно, оставляя сверкающий диск с неровными краями. Обрезное устройство срезало технологические наплывы точно по диаметру 300 мм. Получалась готовая грампластинка. Первую виниловую пластинку отдавали в отдел технического контроля, где её проверяли на эксцентриситет, по внешнему виду и на слух.
На каждом заводе виниловых пластинок существовала своя типография, где печатались этикетки (яблоки) и конверты. К оформлению старались относиться должным образом. Им занимался штат художников-оформителей. После группировки и комплектации виниловые пластинки запечатывались, поступая далее в розничную продажу.
Виниловые пластинки "На главную"