Начиная с Боба Дилана и заканчивая U2, великие рок-исполнители постоянно перерождались в нечто новое. Но немногие группы смогли бы посягнуть на свои собственные альбомы и сделать это также эффектно, как Radiohead - живьем воссоздали "Kid А" и "Amnesiac".
Все записи, вошедшие в альбом, взяты с прошедшего недавно грандиозного мирового турне группы, а именно с концертов в Осло, Берлине, Оксфорде (их родном городе) и других. Все это песни с последних двух альбомов группы, за исключением финального трэка "True Love Waits" акустической вещи, не издававшейся ранее.
Когда были выпущены альбомы "Kid A" и "Amnesiac", они выглядели тяжеловесными, чрезмерно искусственными произведениями сугубо студийного характера. В стороне были оставлены гитары и чувство юмора. Взамен обильные партии клавишных, синтезаторы и голоса были сплетены в один гордиев узел мрачности и сверхзамысловатости. В этом беспределе спецэффектов не нашлось места запоминающимся мелодиям и забойным гитарным партиям, способным привлечь слух обыкновенного слушателя.
Тем не менее, концертное исполнение этих же песен оживило их и придало качество настоящего неприглаженного рок-н-ролла, которое изумит всех критиковавших оригинальные виниловые пластинки.
Виниловые пластинки и грампластинки: альбом "I Might Be Wrong" группы "Radiohead"
С подобной бомбовому разрыву партии баса Колина Гринвуда (Colin Greenwood) на "The National Anthem", переплетающейся с отчаянным захлебыванием Йорка, альбом сразу берет с места в карьер. Если на оригинальных альбомах песни перетекали одна в другую, создавая настроение, то их живые версии грубо приклеены одна за одной и проходят на беспощадной скорости. В два часа одного концерта турне часто умещалось 18 песен, здесь же 8 песен наполняют 40 потрясающих минут. И в то время, как обычным делом для живых записей являются бесконечные соло, исполнение на этом диске сведено до минимума, оставляя вокал Йорка неприкрытым и ранимым, но поэтому и более экспрессивным.
Да, это рок-н-ролл со страстью и потом, далекий от блестящего совершенства, образцами которого вас обыкновенно пичкают. Вам практически не дают перевести дух, когда "The National Anthem" вытесняется широковибрирующим рифом заглавной композиции. Те, кто жаловался на недостаток гитарных партий в "Kid А" и "Amnesiac", останутся довольны: эта версия "I Might Be Wrong" полна таковых, причем в апокалиптических размерах.
Однако, чем особенно хорош "I Might Be Wrong", так это классическим для Radiohead драматизмом динамики. Версия "Morning Bell" здесь неожиданно простая и обнаженная, и сводится к вступлению басового барабана и вокалу Йорка, звучашему чисто и ясно, подстать названию песни, а затем все взрывается шквалом электроники. Особо выделяются идущие непосредственно друг за другом неистовые версии "Like Spinning Plates" и "Idioteque". От аранжировки первой осталось лишь фортепиано, поверх которого плывет голос Йорка. Его безутешное сердце пронзают одиночные выкрики из толпы (аудитория участвует в музыке на протяжении всего альбома в качестве полноценного музыкального инструмента, что хорошо слышно в топоте, предваряющем "Everything In Its Right Place").
Вслушиваясь в угасающие звуки "Like Spinning Plates" при ее перетекании в "Idioteque", можно услышать, как Йорк произносит слова страшного заклинания: "Ice age coming, ice age coming, this is really happening - take the money and run!", a охваченная ужасом толпа вторит ему. Простой ритм ударных и экономные синтезаторные обрамления превращают эту вещь в стремительную погоню в никуда, после которой зловеще вырастает звук "Everything In Its Right Place". Эта версия действительно навевает страх и выглядит не такой пересиженной, как ее оригинал.
Не все, правда, звучит одинаково эффектно - "Dollars And Cents" кажется недостаточно насыщенной. Свежее звучание акустической гитары в "True Love Waits" служит редким моментом надежды, завершающим альбом.
Radiohead решили назвать это мини-альбомом. Но даже считаясь "мини" (хотя не уступая в продолжительности иным помпезным полнометражным релизам), он все равно обладает эпическим размахом, богатством идей и широтой обозрения, полностью затмевая студийные версии этих же песен.
Classic Rock #9
Виниловые пластинки "На главную"
|