К сожалению, американской группе Guided By Voices до сих пор еще не удалось достаточно глубоко внедрить свое название в сознание широкой аудитории - несмотря на периодические эскапады в мэйнстрим и целую серию весьма впечатляющих альбомов, записанных за их двадцатилетнюю историю. А жаль, потому что команда классная. Собранная в 1983 году школьным учителем Робертом Поллардом (Robert Pollard), Guided By Voices в течение первых пяти лет ее существования была для ее участников чем-то вроде хобби. Они записывали «ло-фай» альбомы (то есть, практически в домашней обстановке - прим. пер.) еще до того, как этот термин был придуман - главным образом, из бедности, а также по причине нетерпеливости Полларда и обилия материала. Однако после того как у группы появились нормальные продюсеры и солидные студийные бюджеты, ему удалось зафиксировать на пленке ряд интереснейших работ в американском роке последнего десятилетия, построенных на жестких поп-мелодиях, пронизанных кристально чистым гитарным звуком. Впрочем, порой - например, в таких композициях, как «Storm Vibrations” (с их нового альбома «Universal Truths And Cycles»), - они раскидывают свои музыкальные «сети» гораздо шире. Тут даже неискушенному слушателю становится ясно, что подростком Поллард наверняка провел немало часов, внимательно слушая "Tommy» The Who и «The Lamb Lies Down On Broadway» Genesis. Наиболее эффектно и, несомненно, неожиданно - прозвучал рев самолетного мотора с альбома «In The Flesh» Pink Floyd.
Classic Rock встречается с Робертом Поллардом за кулисами лондонского клуба «Garage». Поллард импозантен, но весьма спокоен и сдержан. Мы рассказываем ему, что когда буквально на днях пытались описать незнакомому с его музыкой человеку стиль, в котором работают Guided By Voices, первое сравнение, которое пришло нам - это Майкл Стайп (Michael Stipe) во главе кавер-группы времен "британского нашествия". - Меня такое сравнение вполне устраивает, - улыбается он. - Собственно, когда мы начинали, то, по сути, так оно и было. Я очень увлекался творчеством R.E.M. периода альбомов «Murmur» и «Chronic Town» и даже какое-то время пользовался некоторыми вокальными приемами Майкла Стайпа. А то, что я слушал в 60-х. когда мне было девять-десять лет... эти группы и в самом деле стали известны в Штатах после ''британского нашествия" - те же The Who, The Hollies, The Beatles... To, что я пишу сейчас, в более или менее равной степени может принадлежать к стилю, который я называю «четыре «П» - поп, панк, психоделия и прогрессив. Мы спрашиваем, правда ли, что главный прорыв для Guided By Voices произошел после выхода в свет с восторгом встреченного (увы, лишь только) критиками альбома 1994-го «Bee Thousand»? - Когда это случилось, я был в шоке на какое-то время, - признается Поллард. - Роберт Гриффин (Robert Griffin, владелец лейбла Scat Records) мне сказал: «С ним все будет в порядке». А я говорю: -Этого никогда не будет!» Потому что я совершенно не был к этому готов. Почему-то считается, что это наш шедевр, хотя лично мне так совершенно не кажется. Мы записали для него песен сто, потому что из такого количества в любом случае штук двадцать очень хороших точно наберется. Писать песни Поллард начал довольно рано - еще в детстве он сочинял тексты песен, делал к ним рисованную обложку и записывал их на магнитофон, создав, таким образом, целую серию «альбомов». - Некоторые из этих стишков впоследствии даже перекочевали в репертуар Guided By Voices, - смеется Поллард. - Бывало так, что, сложив отрывочные фрагменты моих трех-четырех старых песенок, мы получали один полноценный трек. Мало того, довольно много материала для «Bee Thousand» сделано именно таким способом. Тогда Поллард был с восторгом встречен постепенно набирающим силу американским «ло-фай» движением. Несмотря на то, что ранние вещи Guided By Voices были не отшлифованными, зачастую спонтанными и записывались на дешевой аппаратуре с шипящей пленкой, многие принялись сознательно им подражать, пытаясь создать из «наработок» Полларда что-то свое. Однако тот, не обращая внимания на повышенный интерес к своей особе, продолжал делать все новые и новые открытия, и в итоге все его эпигоны просто-напросто за ним не успевали. Поражает и то, что его продуктивность не только не снижалась, но даже росла, при этом мелким деталям придавалось все более важное значение. Особенно это заметно на виниловой пластинке «Do The Collapse» (1999), продюсером которого стал бывший лидер группы The Cars Рик Окасек (Ric Ocasek), известный своими англофильскими пристрастиями. Продолжая оттачивать музыкальные находки Полларда, Окасек тем не менее был в достаточной степени осторожен, чтобы вместе с водой не выплеснуть и ребенка - именно поэтому представляющие собой «поток сознания» тексты и всевозможные эффекты продолжали звучать на фоне «колючих» гитарных риффов и мощных мелодичных припевов. Подобный стиль группа сохранила и поныне. К сожалению, у Полларда почти не остается времени для знакомства с творчеством многих его американских коллег и с тем, что происходит в нынешнем мэйнстриме. Впрочем, дело не только во времени. - Это напрямую связано с политикой крупных рекорд-лейблов и их отношениями с MTV и радио, - считает он. - Не знаю, как уж они там крутят свои дела, но вас насильно вынуждают играть в их игры. Тех, кто согласен на то, чтобы ими манипулировали их лейблы, по радио и крутят. А это создает атмосферу застоя. И в Штатах, и в Канаде на самом деле полно отличных команд, но большинство из них вынуждены прозябать в подполье. Поэтому я согласен с утверждением, что значительная часть американской музыкальной сцены, особенно сейчас, - это полное... дерьмо. Вы здесь в Англии этим словечком пользуетесь? Оно вот так и произносится: «д-е-р-ь-м-о»? Впрочем, насколько мне известно, здесь этого добра тоже навалом. ClassicRock#18 Виниловые пластинки "На главную"
|