Статьи >> Guided By Voices

К сожалению, американской группе Guided By Voices до сих пор еще не уда­лось достаточно глубоко внедрить свое название в сознание широкой аудитории - несмотря на периодические эскапады в мэйнстрим и целую серию весьма впечатляющих альбомов, записанных за их двадцатилетнюю историю. А жаль, потому что команда классная.

Собранная в 1983 году школьным учителем Робертом Поллардом (Robert Pollard), Guided By Voices в течение первых пяти лет ее существова­ния была для ее участников чем-то вроде хобби. Они записывали «ло-фай» альбомы (то есть, практически в домашней обстановке - прим. пер.) еще до того, как этот термин был придуман - главным образом, из бедности, а также по причине нетерпеливости Полларда и обилия ма­териала. Однако после того как у группы появи­лись нормальные продюсеры и солидные сту­дийные бюджеты, ему удалось зафиксировать на пленке ряд интереснейших работ в амери­канском роке последнего десятилетия, постро­енных на жестких поп-мелодиях, пронизанных кристально чистым гитарным звуком.

Впрочем, порой - например, в таких композициях, как «Storm Vibrations” (с их нового альбома «Universal Truths And Cycles»), - они раскидыва­ют свои музыкальные «сети» гораздо шире. Тут даже неискушенному слушателю становится яс­но, что подростком Поллард наверняка провел немало часов, внимательно слушая "Tommy» The Who и «The Lamb Lies Down On Broadway» Genesis. Наиболее эффектно и, несомненно, неожиданно - прозвучал рев самолетного мото­ра с альбома «In The Flesh» Pink Floyd.

 

Classic Rock встречается с Робертом Пол­лардом за кулисами лондонского клуба «Garage». Поллард импозантен, но весьма спо­коен и сдержан. Мы рассказываем ему, что ког­да буквально на днях пытались описать незна­комому с его музыкой человеку стиль, в котором работают Guided By Voices, первое сравнение, которое пришло нам - это Майкл Стайп (Michael Stipe) во главе кавер-группы времен "британ­ского нашествия".

- Меня такое сравнение вполне устраивает, - улыбается он. - Собственно, когда мы начина­ли, то, по сути, так оно и было. Я очень увлекался творчеством R.E.M. периода альбомов «Murmur» и «Chronic Town» и даже какое-то время пользо­вался некоторыми вокальными приемами Май­кла Стайпа. А то, что я слушал в 60-х. когда мне было девять-десять лет... эти группы и в самом деле стали известны в Штатах после ''британско­го нашествия" - те же The Who, The Hollies, The Beatles... To, что я пишу сейчас, в более или ме­нее равной степени может принадлежать к сти­лю, который я называю «четыре «П» - поп, панк, психоделия и прогрессив.

Мы спрашиваем, правда ли, что главный прорыв для Guided By Voices произошел после выхода в свет с восторгом встреченного (увы, лишь только) критиками альбома 1994-го «Bee Thousand»?

- Когда это случилось, я был в шоке на ка­кое-то время, - признается Поллард. - Роберт Гриффин (Robert Griffin, владелец лейбла Scat Records) мне сказал: «С ним все будет в поряд­ке». А я говорю: -Этого никогда не будет!» Пото­му что я совершенно не был к этому готов. Поче­му-то считается, что это наш шедевр, хотя лично мне так совершенно не кажется. Мы записали для него песен сто, потому что из такого количе­ства в любом случае штук двадцать очень хоро­ших точно наберется.

Писать песни Поллард начал довольно ра­но - еще в детстве он сочинял тексты песен, делал к ним рисованную обложку и записывал их на магнитофон, создав, таким образом, целую серию «альбомов».

- Некоторые из этих стишков впоследствии даже перекочевали в репертуар Guided By Voices, - смеется Поллард. - Бывало так, что, сложив от­рывочные фрагменты моих трех-четырех старых песенок, мы получали один полноценный трек. Ма­ло того, довольно много материала для «Bee Thousand» сделано именно таким способом.

Тогда Поллард был с восторгом встречен постепенно набирающим силу американским «ло-фай» движением. Несмотря на то, что ранние вещи Guided By Voices были не отшлифованны­ми, зачастую спонтанными и записывались на дешевой аппаратуре с шипящей пленкой, мно­гие принялись сознательно им подражать, пыта­ясь создать из «наработок» Полларда что-то свое. Однако тот, не обращая внимания на повышенный интерес к своей особе, продолжал де­лать все новые и новые открытия, и в итоге все его эпигоны просто-напросто за ним не успева­ли. Поражает и то, что его продуктивность не только не снижалась, но даже росла, при этом мелким деталям придавалось все более важное значение. Особенно это заметно на виниловой пластинке «Do The Collapse» (1999), продюсером которого стал бывший лидер группы The Cars Рик Окасек (Ric Ocasek), известный своими англофильски­ми пристрастиями.

Продолжая оттачивать музыкальные наход­ки Полларда, Окасек тем не менее был в доста­точной степени осторожен, чтобы вместе с во­дой не выплеснуть и ребенка - именно поэтому представляющие собой «поток сознания» тексты и всевозможные эффекты продолжали звучать на фоне «колючих» гитарных риффов и мощных мелодичных припевов. Подобный стиль группа сохранила и поныне.

К сожалению, у Полларда почти не остает­ся времени для знакомства с творчеством мно­гих его американских коллег и с тем, что проис­ходит в нынешнем мэйнстриме. Впрочем, дело не только во времени.

- Это напрямую связано с политикой крупных рекорд-лейблов и их отношениями с MTV и радио, - считает он. - Не знаю, как уж они там крутят свои дела, но вас насильно вынуждают играть в их игры. Тех, кто согласен на то, чтобы ими манипулировали их лейблы, по радио и крутят. А это создает атмосферу застоя. И в Штатах, и в Канаде на самом деле полно от­личных команд, но большинство из них вынуж­дены прозябать в подполье. Поэтому я согла­сен с утверждением, что значительная часть американской музыкальной сцены, особенно сейчас, - это полное... дерьмо. Вы здесь в Ан­глии этим словечком пользуетесь? Оно вот так и произносится: «д-е-р-ь-м-о»? Впрочем, на­сколько мне известно, здесь этого добра тоже навалом.

ClassicRock#18

Виниловые пластинки "На главную"

 
"));