Очень трудно не начать статью о DEPECHE MODE словами "Как-то раз четверо парней из Бэзилдона..." или чем-нибудь в этом духе. Поборемся с тривиальностью и взглянем на историю этого теперь уже трио с другого конца. Или с другого начала. Имя этому началу — "Exciter". Десятый студийный альбом, итог двадцатилетнего труда на ниве звукозаписи. Начало чего?
Переводим название — "exciter" от глагола "excite": возбуждать, возмущать; побуждать, вызывать. Возбудитель. В воображении рисуется картина: в секс-шоп приходит смущённый покупатель и, озираясь по сторонам, шепчет продавцу, что его интересует средство... ну-у-у... в общем, чтоб всё получалось. Продавец перегибается через прилавок и, заговорщицки подмигнув покупателю, сообщает, что имеется новейший препарат, контрабандный товар, прямиком из Соединённого Королевства. Перед глазами покупателя возникает зелёненькая упаковка...
Расскажите нам про обложку альбома, сделанную Антоном Корбийном.
Энди Флетчер: На самом деле, в обложке есть нечто фаллическое. Это фотография кактуса, поверх которой название — "Exciter"...
Интервью с музыкантами группы Depeche Mode
Как вам пришло в голову название?
Дэйв Гэен: Я думаю, что название это крутилось у Мартина в голове во время общения с Гаретом (Джонсом) и Полом Фригардом, который помогал ему сделать демо для новых песен. Мне кажется, что идея возникла тогда. Мартин просто пришёл однажды в студию, и ему понравилась эта идея. Мы повесили это название на стену и смотрели на него некоторое время. Мне тогда понравилось, что оно сочетается с "Violator" и "Ultra" и как бы работает вместе с ними.
Мартин Гор: "Ultra", например, было по-настоящему позитивным названием. Я думаю, нам было нужно нечто, стоящее близко к нему. Но также это отсыл к "Violator". Все продолжают твердить мне, что оно очень похоже на "Violator", но самому мне так не кажется. Если здесь есть только лёгкий намёк, тогда ОК, я не против.
Покупатель приносит средство домой. Надо попробовать. Робкий первый глоток. Полушёпот "Can You Feel A Little Love?" Остаётся ждать результата. Приятная истома разливается по всему телу, в жилах лёгкое покалывание электрических разрядов. Сквозь прикрытые ресницы проникает мягкий сеет. Некое сияющее эфирное создание женского пола, к которому так хочется прикоснуться... Как же! Мечтай!
Какой трек для альбома вы записали первым, и насколько он был важным для создания всего альбома?
Энди: Начали мы с работы над "Dream On", и она была, вероятно, первой или второй песней, написанной Мартином для альбома. Я считаю, что она стала действительно определяющей песней альбома: смесь электронного бита и блюзовых акустических гитар, очень хороший текст и великолепный запоминающийся припев. Прекрасно, что мы записали эту песню первой, и я считаю её очень важной и направляющей для остальной части альбома.
Что повлияло на создание "Dream On"?
Мартин: Не знаю. Я всегда ненавижу объяснять что-то про песни, потому что для меня они могут значить одно, а для других людей — бсолютно другое. Но я расскажу об атмосфере этой песни, и о том, как она создавалась. Мы хотели взять оригинальное демо, которое я проигрывал Гарету и Полу. Я просто сыграл песню на гитаре, а идея состояла в том, чтобы не использовать гитару совсем, и повернуть всё в совершенно другом направлении. И после того, как мы проработали над ней дня четыре, у нас уже была чёткая электронная перкуссия в качестве основы, и мы просто наложили сверху изначальные гитарные партии, которые я записал, и это зазвучало действительно хорошо, потому что сильно отличалось от всего остального.
Действительно, "Dream On" и блестящее видео к нему послужили приятной на вкус и цвет затравкой к восприятию анонсированного нового творения DEPECHE MODE. Журнал "USA today", захлебываясь от восторга, заявлял, что "Dream On " — лучший сингл, вышедший из-под пера Мартина Гора со времён "Enjoy The Silence". Как будто не было "In Your Room" и "Walking In My Shoes"... Почти одновременно с первым показом клипа по отечественному "MTV" российские флибустьеры музыкального рынка были готовы предоставить нам за скромную мзду весь ещё не вышедший официально альбом. Мы опять впереди планеты всей, спасибо "Napster" и иже с ним! И сразу, невооружённым ухом, пытливый слушатель смог заметить а) смену продюсера, б) возросший потенциал Гэена как вокалиста и в) увы, ощутимый кризис Гора как композитора. После многообещающего первого трека, дальнейшие слушались уже с трудом. В первую очередь слушатель теперь мог цепляться за сухой, вкрадчивый, обволакивающий и очень модный звук, — заслугу продюсера Марка Белла.
В прошлом вы работали с различными продюсерами, включая Фпада, Франсуа Кеворкяна и Тима Сайменона. В чём выбор на эту роль Марка Белла оказался правильным для "Exciter"?
Мартин: Когда мы стали искать продюсеров, мы осознали, что не так много существует людей, которые бы нам подошли. Нам, знаете, нужен некто интересный, очень хорошо работающий с электроникой, и когда ищешь того, кто соответствует этим параметрам, замечаешь, что таких людей весьма немного. В частности, нам понравился звук, который Белл создал для Бьорк. Мы сделали великолепный выбор, пригласив Марка. Он всегда избегает клише, и думает не так, как большинство людей.
Дэйв, что, по вашему мнению, Марк Белл выявил в вас, как в вокалисте?
Дэйв: Я не самый уверенный вокалист на свете. Мне нравится проводить некоторое время с песней, совсем немного, когда Мартин даёт её мне. Марк действительно очень ободрял меня, ему нравилось то, что я делаю... Знаете, мне бывает необходимо, чтобы меня кто-нибудь подбодрил. Мне нужно знать, что я привношу что-то в песни Мартина, в противном случае мне это неинтересно. В глубине души я уверен в этом, но иногда на меня находит: "Что я делаю здесь? Мартин смог бы спеть эту песню. Почему бы ему не сделать это самому?" У меня возникали такие чувства несколько раз за время записи альбома, но Марк говорил мне: "То, что ты делаешь здесь, действительно важно, это действительно ценно. Это часть DEPECHE MODE и часть того, что становится песней". Так что он по-настоящему ободрял меня, и 1крету это удавалось в не меньшей степени.
О, мой Покупатель, я вижу, ты сладко посапываешь под гитарные переборчики "When The Body Speaks". Oh, I need your tenderness, oh, I need your touch... Ничего, сейчас ты беспокойно заворочаешься. Самый жёсткий трек, брови к переносице, мрачный, пугающий взгляд исподлобья. "The Dead Of Night".
Как бы вы описали настроение "Exciter"?
Энди: Он очень странный. Мне он кажется очень оптимистическим, но я как-то поставил один трек своему другу, который вовсе не фан DEPECHE MODE. Я поставил ему песню "The Dead Of Night", и ближе к концу он воскликнул: "Это самая мрачная песня, какую я слышал в своей жизни!" И я подумал: "Это здорово воодушевляет!" Но я всё-таки думаю, что этот альбом куда более оптимистичен и мелодичен, чем предыдущий.
Мартин: Мне всегда казалось, что мы делаем странноватую поп-музыку, и вышесказанное — великолепный тому пример. Я думаю, что она вряд ли похожа на что-то ещё, но так было всегда, так что не о чем беспокоиться. И мне просто нравится делать странную музыку! И если она становится популярной, значит, всё в порядке.
Мой милый Покупатель, шторм эмоций позади, тебе снова поют про любовь. Ведь ради этого ты и покупал сей продукт? "Freelove", а затем "Comatose" вновь погружают в истому, близкую к нирване. Что такое? Опять беспокойство. Головокружение. Ты приоткрываешь глаза — и потолок над тобой вертится со скоростью 33 1/3. Невыносимо. Жёсткий бит "I Feel Loved" заставляет мысли в голове течь в обратную сторону, мелькают минуты, часы, дни, месяцы, годы. Целлулоидное время стрекочет в киноаппарате вспять, вспять...
Тур в поддержку второго сборника синглов. Видите меня, надрывающего глотку на концерте в СКК? Восторг нескольких тысяч российских почитателей, дождавшихся своих ДЕПЕШЕЙ, с которых ещё не надо сдувать пыль. Они ещё не похожи на иконостас, как некий усреднённый, убелённый сединами забугорный ДИП ПАПЛ. Дэйв всё так же крутит микрофонную стойку, как в видео "101", уже 101 раз засмотренном нами. И публика на концерте сплошь молодая, все песни присутствующим хорошо известны: "Stripped", "Strangelove", "Enjoy The Silence"...
...Однако, мистер Гэен, вы неважно выглядите. Кажется, запись этого альбома далась вам очень сложно. "Ultra" был призван доказать всему свету, что ваши проблемы и уход Алана Уайлдера, серого кардинала DEPECHE MODE, никак не сказались на креативности группы. Теперь вы хвастаетесь чистыми венами и спокойно можете говорить о своём недавнем смертельном пристрастии. Но сколько боли слышно в вашем голосе на первом сингле к альбому, "Barrel Of A Gun"...
Дэйв: Я совсем не помню первые 6 месяцев работы над нашим последним альбомом. Большую часть времени меня даже не было в студии. Я проводил время либо дома, в Лос-Анджелесе, либо в одном из многочисленных калифорнийских наркоцентров, которые мне "посчастливилось" посетить в последнее время... В самые ужасные моменты кризиса DEPECHE MODE почти никак меня не поддержали, недооценили то, что со мной происходило на самом деле.
"Ultra" стал одним из самых покупаемых альбомов DEPECHE MODE, подтвердив этим скорее культовый статус группы, нежели реальную ценность представленного материала. Тим Сайме-нон не может заменить умницу и джентльмена Уайлдера. Вспять, вспять...
Закончен самый длительный и изнурительный "Devotional Tour". Европа, Штаты, экзотические для группы Филиппины и Южная Америка. Гэен всё больше уходит в себя и в иную реальность. Гор и Флетчер усталы и апатичны. Уайлдер тоже устал. Устал от бешеного темпа гастрольной жизни и творческого застоя. В свой тридцать шестой день рождения он заявляет о своём уходе из группы...
...А вот энергичный Алан сидит за ударной установкой, Мартин творит пробирающий до печёнок гитарный рифф и патлатый, бородатый Дэйв ревёт "IFeel You". Что за новоявленная рок-группа? Кто теперь будет жать кнопки и клавиши?Горячий, наэлектризованный, сексуальный "Songs Of Faith And Devotion" представляет нам самую главную электронную группу предыдущей декады в самой неэлектронной её ипостаси. Нужно было ощутить всю глобальность творящегося, любоваться каждой деталью этого монументального неороманского храма, где на хорах толстые негритянки поют госпелы, по углам шуршит вековая паутина перкуссии, а под куполом мечется раненый голос Дэйва Гэена.
Дэйв: Что касается меня, то я рад, что Мартин раз и навсегда отошёл от привычной формулы танцевальной музыки, благодаря чему мы и смогли записать что-то новое. Когда я впервые услышал "Condemnation", я был полностью сражён, и даже не поверил, что это сделал он. А потом последовала "I Feel You", которая меня просто добила, и я даже стоял перед зеркалом, производя подходящие телодвижения.
Нужно было пить обжигающие "IFeel You" и "Rush", леденящие "In Your Room" u "Higher Love", полной грудью вдыхать свежий воздух на "Condemnation" и "GetRight With Me". Пока не поздно...
Хрупкая роза на чёрном фоне, название из области криминальной хроники. "Violator" выверен с точностью до наносекунды. Квинтэссенция электро-попа, сияющая льдом вершина, выше которой, как тогда казалось, только небо. Целиком снятый Антоном Корбийном на "супер-восьмёрку" "Strange Too" с шестью шедеврами видео- и аудио-искусства. Заезженная "Enjoy The Silence" — идеальная поп-песня.
Дэйв: "Violator" — это первый альбом, над которым мы работали всей группой. Конечно, все песни снова написал Мартин. Но в студии мы обрабатывали их все вчетвером. В этот раз Мартин принёс не полуготовую запись, а лишь сырое демо, и мы его доводили до ума все вместе. Я считаю, что это наш первый альбом, который можно назвать удачным во всех отношениях.
И не один вы так считали, мистер Гэен. На одной шестой части суши осиротевшие киноманы обращаются в новую веру, школьные парты и стены в физкультурных раздевалках пестрят названиями синглов "The World In My Eyes" и "Personal Jesus", кооперативные ларьки звукозаписи (помнишь такое, Покупатель?) предлагают свежие записи группы ДЕПЕЧ МОД или ДИПИШ МУД, в зависимости от фантазии продавца. Носить посуху, голубые джинсы и стрижку-платформу — круто. Некоторые, особо чтящие день 9 мая, пробуют на вкус FRONT 242 и NITZER EBB (о котором читают в одном из первых номеров газеты ROCK FUZZ)...
Львиный рык Дэйва "Good evening, Pasadena!", брошенный в вечерний воздух над ареной "Rose Bowl". И около 80.000 американских зрителей ревут в ответ. Вы видели когда-нибудь перед собой, уважаемые земляки МТ и Z, столько народу? Думаю, вам столько и не снилось. А для DEPECHE MODE это был последний, 101-й концерт их "Music For The Masses Tour", на основе которого было снято полнометражное road movie, названное просто и со вкусом... сами знаете, как. "Фильм о музыке, о тех, кто продаёт её, и о тех, кто её покупает. Тех, кто делает её, и тех, кто пишет её. Тех, кто просто слушает, и тех, кто слушает, но никогда не забудет. Хозяева и рабы — но кто из них кто?" Вспять, вспять, 101, 100, 99...
Что это мы такое слышим? Зачем электронной группе гитара? Прямо-таки напичканный потенциальными и реальными хитами "Music For The Masses" особой популярностью на родине музыкантов не пользуется. Уж больно непривычно группа зазвучала.
Энди: Всё это выдумывает пресса, которой просто надо хоть о чем-то писать. В нашей музыке всегда присутствовало нечто рокерское, она никогда не была мёртвой. В противном случае мы не продали бы столько виниловых пластинок.
Альбом показал миру зрелую группу, освободившуюся от подростковых комплексов и почувствовавшую реальную силу своего творчества. Однако слушателям это надо ещё доказать. Специально для американского рынка записан кавер знаменитого боевика 50-х годов "Route 66". Жёсткие гитары и рубленный ритм в ответ на давнишние выпады не привыкшей к синтезаторам гамбургерной публики. Штаты готовы принять новых героев...
Чёрные парни на распутье с самым чёрным и противоречивым своим творением. "Black Celebration" одним нравится целиком и безоговорочно, другие же считают его позорным пятном в послужном списке DEPECHE MODE. Действительно, эклектичность альбома — одновременно и его сильная, и слабая сторона. Мартин, недавно почувствовавший вкус не только к сочинительству, но и к вокалированию, реализует свой певческий талант в красивейших балладах "A Question Of Lust", "Sometimes", "It Doesn't Matter Two" и "World Full Of Nothing", a Дэйв напускает мрака в и без того беспросветные "Black Celebration" и "Stripped" (родная версия даёт сто очков форы RAMMSTEIN!). Подростковый возраст закончился, группа разминает мускулы...
Всегда очень приятно подводить итоги, с довольной миной оглядываясь назад. За 4 года у группы накопилось изрядное количество синглов и видео к ним. Британский "Singles 81-85" и американский "Catching Up With Depeche Mode" позволяют проследить явный прогресс группы, как в сочинительском, так и в исполнительском смысле. А ведь парням немногим за двадцать!.. Впервые DEPECHE MODE с концертами заглядывают за "железный занавес" и посещают социалистические Венгрию и Польшу.
Дэйв: Нашим самым большим желанием было заглянуть за этот железный занавес. Мы знали, что очень там популярны, и имеем очень много поклонников. Кроме того, хотелось чего-то нового, новых ощущений.
Кадры советской хроники: военные парады на Красной площади, танцующие пары на школьном балу, боксёры на ринге... Едкое видео к "People Are People", повествующей о бессмысленности холодной войны. Похоже, мальчики решили отнять лавры правдолюбцев у Боно сотоварищи. Не знаю, как там реагировали органы (безопасности, управления, печати) у нас в стране на эту песню, но вот в Британии сингл попал в горячую пятёрку, а в Германии вообще стал самым продаваемым синглом года.
Дэйв: В Германии нас узнали только с выходом этого диска, поэтому мы не произвели феноменального эффекта. А в Британии нас знали с малолетства, поэтому успех был закономерен.
Политика на танцполе! Неслыханно! Альбом "Some Great Reward" показал, что танцевать можно ещё и под социалъщину. Жёсткая "Master And Servant", бичующая людское неравенство, и скорбный атеистический медляк "Blasphemous Rumours", предмет возмущения католической церкви, тому самое яркое подтверждение. А что это за белокурая женщина появилась в группе? Простите, мистер Гор, не узнал... Смена Мартином имиджа была воспринята, хм, неоднозначно. Ну, зачем женатому человеку рядиться в платья и кожаные трусы и ошейники?
Мартин: В других странах об этом не принято упоминать. Это всего лишь английский пережиток. Почему, когда бы в Британии ни устраивалась маскарадная вечеринка, все мужчины одеваются в женские наряды? Я так и поступал, потому что не хотел приобрести имидж самца. И в этом нет ничего особенного.
Как прикольно, наверное, всласть поколотить молотком по железякам, погреметь и помахать руками! Недаром у DEPECHE MODE был контракт с передовым инди-лейблом "Mute", в каталоге которого соседствуют артисты один другого страныие. Достаточно сказать, что в то время как DEPECHE MODE записывали свой поворотный "Construction Time Again", шеф "Mute" Дэниел Миллер подписал контракт с немецкими индустриалъщиками EINSTURZENDE NEUBAUTEN, а уж они лязгали и громыхали вовсю. Наши герои не могли обойти вниманием таких выразительных новшеств, и мускулистый дядька с кувалдой наперевес на обложке их нового творения ознаменовал новую эпоху. Такого в поп-музыке ещё не было. Рекрутированный ещё для работы над предыдущим альбомом Алан Уайлдер становится полноправным членом коллектива, и его аранжировочный и звукорежиссёрский талант разворачивается на все 100%. Дорвавшийся до супернавороченной техники, он максимально раскрашивает и без того неординарные песни Мартина кучей разных звуковых эффектов. Одна эпическая "Pipeline" чего стоит!
Алан Уайлдер: Мне иногда приходилось сдерживать себя, чтобы не перегрузить музыку, чтобы она вдруг не превратилась в набор синтезаторных эффектов. Я хотел, чтобы электроника не оттесняла музыку на задний план, а наоборот, фокусировала внимание слушателя на ней. И мне иногда кажется чудом, что это удалось. Хотя можно было, конечно, сделать ещё лучше, но для этого существуют следующие диски.
Вспять, вспять... На фотографиях группы только три человека. DEPECHE MODE покинул её создатель и главный автор Вине Кларк, и критики предсказывают кончину коллектива, как некогда каркали вокруг PINK FLOYD после ухода Сида Баррета. Не тут-то было. Скромняга Мартин Гор, оказывается, умеет сочинять замечательные лирические композиции, и его стараниями сингл "See You" забирается на 6-е место национального хит-парада, а альбом "A Broken Frame" проникает в лучшую десятку.
Мартин: Мне казалось, что песня достаточно сильна для того, чтобы мы могли её выпустить в качестве сингла-первопроходца перед новым альбомом. И я не особенно боялся провала. Все мои ребята сказали, что это клёвая вещь, и даже Винсу она бы понравилась.
Музыка группы ещё не столь наворочена, как на последующих альбомах, но это, пожалуй, только на пользу. Мартин не очень-то любит мажорные композиции: только "The Meaning Of Love" u "A Photograph Of You" напоминают былые кларковские плясовые...
А, привет, Вине! Твоя группа сейчас на пороге успеха, правда, турне сильно уматывает, и тебе всё больше и больше надоедает общаться с коллегами по DEPECHE MODE, да и вообще играть в поп-группе (посмотрим, как ты заговоришь несколько лет спустя в компании манерного Энди Белла, голосящего твою "ILove To Hate You"). Зато ваш первый альбом "Speak And Spell" очень хорошо принят критикой и публикой, а хит-парады хрустят под натиском свежего сингла "Just Can't Get Enough"... "New Life", "Dreaming Of Me"...
И вот как-то раз четверо парней из Бэзилдона...
Стоп! Покупатель, как тебе спится? Мартин Гор шикает, прижимая палец к губам в последнем треке "Exciter". When you're born a lover, you're born to suffer. Но ты же не хотел страдать, Покупатель, ты хотел просто любить! Тоже мне, "Возбудитель"! Чёрт-те что они намешали в это снотворное! Всё, никаких больше патентованных новинок, берём старое, проверенное. Как там это средство называлось? "Насильник"? О, неплохое название, да и действует безотказно.
Fuzz #8, 2001 Виниловые пластинки "На главную"
|