Трудно сказать, кому первому пришли мысль о создании цирковой постановки на основе музыки The Beatles. Факт в том, что Харрисон загорелся этой идеей и быстро убедил в ней Пола Маккартни, Ринго Старра и Йоко Оно, вдову Джона Леннона. Всё решил поход супругов Харрисон и Пола Маккартни на цирковое представление "О", назвавное так по французскому слову "L'eau" ("вода"). Масштабная постановка, посвященная воде, происходила на арене... гигантского бассейна. Пол был впечатлен и убежден. Однако, как здравомыслящий и искушенный в коммерции человек, он не замедлил спросить Ги и его коллег: "А что вы, собственно, собираетесь сделать с нашей музыкой?" "Будучи творческими людьми, как и все французы, — вспоминал Пол, - они неизменно отвечали: "Всё будет! Всё будет хорошо, вот увидите!" Но что именно собираются сделать, говорить не спешили". Вообще проект должен был стоп, для цирка первым с "чужой" музыкой. До той поры всё звуковое сопровождение сочинялось специально для "Cirque du Soleil": это была пестрая смесь этники, рока, эстрады и электроники. Исполнял музыку штатный цирковой ансамбль. Однако мысль о том, что хиты "Битлз" будут сыграны кем-то еще, была с порога отметена музыкантами, а также шефом Apple Corps. Нилом Эспиноллом. Учитывая незавидную судьбу большинства мюзиклов "по мотивам творчества" известных рок-групп, в этом был свой резон.
Но что же тогда делать? Просто использовать известные хиты как подложку для эффектных трюков? Не выйдет — нет "изюминки", да и слишком разные они по саунду. "Битлз" родились и росли практически одновременно с современной звукозаписью: от допотопных четырехдорожечных магнитофонов и моно-виниловых пластинок в начале 60-х — до фантастической по тем временам студии и массы революционных саунд-эффектов в 1969-м... Виниловые пластинки и грампластинки: The Beatles – альбом Love 2002 годаЗаписи нужно было как минимум ремастировать. А как максимум — создать на их основе, в сотрудничестве с режиссером цирковой постановки, единое концептуальное шоу, где одна песня вытекала бы из другой и каждая иллюстрировалась бы сногсшибательными эффектами, танцами, хореографией и балетом. Иными словами, перед предполагаемым звукорежиссером ставилась задача не менее сложная и интересная, чем перед выполняющим сложный трюк под куполом цирка акробатом.
СТАРЫЕ ЛАМПЫ НА НОВЫЕ
Справиться с такой работой мог только один-единственный человек на свете. Тот, кто знает работы "Битлз" как свои пять пальцев, кто принимал настолько важное участие в их создании, что получил неофициальный титул "пятого Битла": саунд-продюсер Джордж Мартин. "Мы могли бы позвать какого-нибудь актуального современного парня, — смеется Ринго, — но вот ведь с ними какая штука. Сегодня продюсер актуален, а завтра в фаворе уже кто-то другой. А наш Джордж Мартин будет современен всегда". Оставалось лишь одно " но": Джорджу было уже почти 80 и он практически оглох. Последней его работой на тот момент был сборник ремастеров "Anthology", однако от сведения вошедших в коллекцию двух новых треков он отказался, доверив ответственную роль Джеффу Линну. На счастье, у Мартина был достойный наследник. Сын Джайлс также избрал для себя профессию звукорежиссера. Пусть он особо ничем на тот момент не прославился, да и родился в 1969-м году, когда "Битлы" уже были па грани распада. Зато Мартин "Свежие Уши" в свои без малого 40 лет был полон сил, энтузиазма, знаний современных технологий и стремлении оставить, свой след в музыкальной истории. "Я — не поклонник пожелтевших фотографий. — категорично заявляет Джайлс. — Не вздыхаю по "добрым старым дням". Эта музыка не может и не должна звучать старомодно. Не старались мы и заставить звучать ее по современному. Просто запечатлели "битлов" такими, какими они записывали свою музыку двадцатилетними ребятами". А Мартин-старший стал путеводителем по безграничной стране "битловских" записей, демо, ауттэйков и альтернативных дублей. Он мог, посовещавшись сам с собой, сказать, понравился бы Джону Леннону какой-то определенный трюк пли нет. Мог, наконец, просто дать свое благословение... Поначалу, впрочем, задача ограничивалась рсмастированием. "Мы хотели просто почистить записи, но после нескольких встреч дали Джорджу и Джаилсу полный карт-бланш, разрешили им "изобрести эту музыку заново". Главным нашим советом было: "Экспериментируйте, как только можете!" — рассказывает Ринго Старр. "Никто не хотел "хронологического" альбома или банального сборника", — объясняет Джордж Мартин. "И, разумеется, глупостей вроде "Mamma Mia" или присно памятного "Stars on 45", — вставляет Джайлс. "Мы хотели сконструировать "битловский концерт", объясняет отпрыск. — Создать у посетителей ощущение, что они слышат знакомые вещи, но сыгранные сейчас, специально для них, с множеством любопытнных изменений, как это бывает на выступлении. Впоследствии мы пошли в психоделическую сторону, чтобы лучше отразить происходящее ни сцене, но суть затеи не из менилась. Это просто концерт The Beatles". Первым экспериментом стало "смешение" "Within You Without You" и "Tomorrow Never Knows". Джайлз признается, что у него тряслись коленки, когда он отважился наконец показать экс-“битлам" результат. "Отлично, дерзай!" — таков был их ответ. Солидарны оказались и Йоко Оно, и Оливия Харрисон. Джорджа, увы, к моменту начала работы уже не стало... И начались смелые, подчас довольно дикие эксперименты. (О них вы можете подробно прочитать во врезке "Love: трек за треком".) Музыканты, пусть и не сыграли ни ноты и не сдвинули ни одной ручки на пульте, вносили свои предложения, пожелания по тому, какие треки надо использовать; не отставал от них и режиссёр постановки Доминик Шампань. Поначалу все опыты Мартинов получали горячее одобрение. Джордж и Джайлз, смеясь, вспоминают, как, обеспокоенные, они решили проверить, действительно ли Полу нравится всё подряд, и сделали регги-версию "Неу Jude". "Видели бы вы выражение его лица! рассказывает Джайлз. - Пол поморщил лоб и сказал: "Нет, что-то вы намудрили". Другой примечательный случай несогласия Пола касается его самой знаменитой вещи — "Yesterday". Джордж Мартин предложил перезаписать струнную аранжировку для создания более яркого и объемного звука в стандарте 5.1. "Я был несколько удивлен и попросил завести обе версии, - объясняет Пол. — Послушав новую, я решил... что ж. неплохо... но стоит всё таки послушать старую. И как только прозвучали первые аккорды, я понял, что есть вещи, которые невозможно сделать дважды. Это было бы святотатство". Впрочем, за исключением этих примеров, других споров среди участников проекта не зафиксировано. Оливия Харрисон горячо одобрила струнную аранжировку Джорджа Мартина для трогательной акустической версии "While My Guitar Gently Weeps", а Ринго Старр, слушая свои партии, поражался: "На до же, я совсем забыл, что это играл!" Премьера собрала рекордное, с момента распада группы, число музыкантов и родственников The Beatles. Был Пол, Ринго, Оливия Харрисон, Йоко Оно и ее сын Шон, Синтия Леннон и ее сын Джулиан и, разумеется, оба Мартина. Концерт закончился овацией. Пол выбежал на сцену и прокричал: "Это для Джорджа и Джона!" Аплодисменты — знак согласия?
ЛЮБИТЬ ИЛИ НЕ ЛЮБИТЬ?
Цирковое шоу в Лас-Вегасе и сейчас проходит с невиданным успехом. Судя по отзывам, все — и закоренелые битломаны, и простые любители зрелищ — уходят с концертов пораженными и растроганными. А как иначе? Такова сила великой музыки и бережного к ней отношения создателей саунд-трека. Но представляет ли диск The Beatles "Love" интерес для рядового меломана, того, кто вряд ли сможет побывать на постановке и воочию узреть всю визуальную феерию? Скорее да, чем нет, хотя вопрос этот уже разделил всех битломанов на два ожесточенно спорящих лагеря. Понятно, что на упреки в "посягательстве на святыню" ответ Джайлза прост и логичен: есть оригинальные записи, их никто не отменял. "Заколачивание денег" — тоже дело относительное; в век "цифры" довольно легко сначала послушать альбом, а затем уже решать, покупать его или нет. Безусловно, будучи "всего лишь" саундтреком к постановке, альбом по справедливости должен был быть выпущен под заголовком вроде "George & Giles Martin: Beatles "Love" Cirque du Soleil Original SoundTrack" и... стал бы малозначительным сувениром на память тем, кто смог посетить цирк в Лас-Вегасе, а также предметом изучения профессиональных битломанов на тему, откуда какой фрагмент песни позаимствован. Но диск заслуживает большего. Это не просто "краткий курс" по музыке "Битлз" преимущественно позднего периода, не просто альбом, "сохранивший дух оригинала", но и работа, способная открыть глаза на значение творчества "ливерпульской четверки" молодому поколению меломанов. Думаю, нынешние поклонники группы, во всяком случае, в России, делятся на тех, кто открыл для себя "Битлз" в трудное застойное время, и тех, кто заслушивался старыми отцовскими катушками и кассетами, как ваш покорный слуга... Как ни печально, но дальше "по эстафете" эта музыка, скорее всего, уже не пойдет, и для юных металлистов займет свое место где-то между "Чайковским и Достоевским". А звучание первых синглов группы, оптимизированное для допотопных транзисторных приемников и громкоговорителей на "танцульках", вряд ли покажется им убедительным. "Love" же, в котором в плане саунда сделан максимум возможного, может открыть прелесть команды для тех, кто в свое время ее пропустил. Вообще, откуда-то взялось странное и совершенно несправедливое деление музыки на The Beatles и "все остальные слова". Отсюда и появление совершенно полярных взглядов на группу: от оголтело-фанатского, заключенного во фразе "великие Beatles, основатели ВСЕГО", до уничижительного, относящего коллектив к "продюсерским проектам" и миру исключительно поп-музыки. Чтобы понять, кто прав, а кто нет, достаточно одного: послушать. Свежий альбом группы, каким бы ни было его происхождение, дает нам прекрасный повод еще раз это сделать. InRock#21, 2006 Виниловые пластинки "На главную"
|