Книжки о рок-музыкантах с неизбежным приложением в виде текстов песен выходят только в России. На Западе делают по-другому: если вам нужна биография той или иной рок-группы или исполнителя, вы идёте в магазин и приобретаете соответствующую книгу, а специальные сборники текстов с табулатурой продаются отдельно. У нас же другая история, и часто "lyrics section" в подобного рода изданиях выглядит необходимым балластом, имеющим целью скрыть недостаток фактической информации. К данной книге это, к счастью, отношения не имеет: история как самой группы, так и каждого из ее участников в отдельности, изложена здесь достаточно подробно. Вообще книга про Led Zeppelin - это всегда хорошо, особенно если учесть, что в России до этого издания работ, посвященных творчеству именитых музыкантов, выходило крайне мало: не будем же мы в самом деле считать за работу брошюрку сомнительного свойства на двенадцати страницах под бравым названием "Лед Зеппелин. Хард-рок группа!!!", вышедшую в Ленинграде а 1991 году, отпечатанную на бумаге, в которую вам в лучшем случае завернут в магазине колбасу. Дальше, правда, лучше. В 1998 в Москве издательством "Вестник" была выпущена книга "Led Zeppelin: взлёт и падение", к которой уже можно было относиться серьёзно. В книге, помимо текстов песен с переводами, есть довольно подробная вступительная статья Ильи Кормильцева. А немногим ранее (в 1995 году) свет увидел первый том "Рок-посевов" Севы Новгородцева, в котором, помимо прочих, речь идёт и о Led Zeppelin. И вот, наконец, "Led Zeppelin in Rock and Roll. История и песни". У книги нет автора, и, как "предупреждают" в самом начале издатели, "данный труд следует считать компиляцией". Здесь можно сказать так: если у вас есть первый том вышеупомянутых "Рок-посевов", то эту книгу вы можете и не покупать, ну разве что если у вас нет доступа в Интернет и вы не имеете возможности скачивать оттуда пресловутые тексты. Также, если вы хотите бегло ознакомиться с творческими путями экс-цеппелиновцев. В остальном книга практически ничем не отличается от "Посевов", ибо, как говорится в предисловии, "в основу повествования об одной из наиболее значительных рок-групп в истории рока поставлен рассказ Севы Новгородцева", который "представлен здесь по возможности полностью и без изменений, поскольку лучше Севы не скажешь...".
Книга о группе Led Zeppelin — "In Rock and Roll"Не знаю как насчёт "лучше не скажешь", но книга, в целом, неплохая. Это не какая-нибудь "отписка", а вполне серьёзная, интересная работа. Творческий путь музыкантов прослеживается довольно подробно: от того периода, когда Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс работали сессионными музыкантами на записях Kinks, Herman's Hermits, Pretty Things, Rolling Stones, - до несостоявшегося концерта Роберта Планта в Санкт-Петербурге 15 июля 2001 года. Рассказывается история создания каждого альбома; практически для каждых американских гастролей группы отводится отдельная глава; большое внимание уделено личности и влиянию великого менеджера Питера Гранта; такие нюансы, как взаимоотношения группы с прессой, скандально известное поведение "Цеппелинов" на гастролях, финансовые перипетии и межличностные хитросплетения, - также не обойдены стороной. Фактических ошибок в тексте нет, есть лишь пара досадных промахов. Так, на странице 109 написано: "Рок-н-Ролл" появился спонтанно. Работали над чем-то другим, но Бонзо начал играть вступление классического рок-н-ролла Литл Ричарда "Good Golly Miss Molly"..." Это не более чем недоразумение: у Литл Ричарда уйма вариантов исполнения этой песни, но ни один из них не начинается с ударных - автор просто спутал "Good Golty..." с не менее известным хитом Ричарда "Keep A Knockin'". По ходу всего повествования невозможно не почувствовать того безмерного уважения, которое питают авторы к Роберту Планту как к вокалисту. Спору нет, Плант действительно выдающийся певец, но были у него и казусы. Так, на знаменитом концерте, посвященном памяти Фредди Меркьюри, Плант рискнул спеть "куиновскую" "Innuendo" и выглядел, прямо скажем, неубедительно. Те, кто помнят этот концерт, поймут, о чём речь. Однако в книге сей факт замалчивается, и просто пишется, что Роберт Плант "исполнил песню "Crazy Little Thing Called Love" из репертуара Queen". Виниловые пластинки Led Zeppelin Любопытно, что и сам Плант, и музыкальные издатели поскорее попытались вычеркнуть это из своей памяти, и в появившейся вскоре официальной видеоверсии этого концерта-трибьюта "плантовского" невразумительного исполнения "Innuendo" уже не было: сегодня это своеобразный видеораритет. Также в книге сказано, что автором знаменитого риффа песни Kinks "You Really Got Me" является Джимми Пейдж... Ни в коем случае не вступая с автором в полемику, замечу всё же: а вы попробуйте сказать это Дэйву Дэаису, и я посмотрю, что с вами будет после этого. Да, Пейдж играл на ряде записей Kinks, но за право авторства одного из самых знаменитых риффов в истории рока гитарист Kinks, я думаю, будет отчаянно сражаться. Пейджу что - "Whole Lotta Love" и "Heartbreaker" недостаточно? В определённом смысле доверие к книге подрывают подчас до смешного некачественные фотографии: взгляните, например, на страницы 10, 166 или 224, и вам всё сразу станет ясно. Но в целом понятно, что всё это сущие мелочи, которые даже огрехами-то назвать сложно. Книга сделана с любовью, дискография как Led Zeppelin, так и её участников в отдельности, представлена отменно: тут вам и концертники, и бутлеги, и неиздававшиеся ранее вещи, и побочные проекты каждого из "цеппелиновцев". Тексты (что радует) даны без неуклюжих и, порой, неуместных переводов. Словом, издание имеет все шансы занять достойное место а вашей рок-библиотеке. В любом случае, выход этой книжки, вслед за работами о Deep Purple и Uriah Heep, наводит на радостную мысль, что вскоре мы с вами будем находить на книжных полках в магазинах всё больше литературы, посвященной лучшим группам и исполнителям классического рока. Давайте на это надеяться.
ClassicRock#14 Виниловые пластинки "На главную"
|