Публикации >> Led Zeppelin — In Rock and Roll

Книжки о рок-музыкантах с неизбежным приложением в виде текстов песен выходят только в России. На За­паде делают по-другому: если вам нужна биография той или иной рок-группы или исполнителя, вы идёте в магазин и приобретаете соответствующую книгу, а специальные сборники текстов с табулатурой продаются отдельно. У нас же другая история, и часто "lyrics section" в подоб­ного рода изданиях выглядит необходимым балластом, имеющим целью скрыть недостаток фактической информации.

К данной книге это, к счастью, отношения не име­ет: история как самой группы, так и каждого из ее уча­стников в отдельности, изложена здесь достаточно по­дробно. Вообще книга про Led Zeppelin - это всегда хо­рошо, особенно если учесть, что в России до этого из­дания работ, посвященных творчеству именитых музы­кантов, выходило крайне мало: не будем же мы в са­мом деле считать за работу брошюрку сомнительного свойства на двенадцати страницах под бравым назва­нием "Лед Зеппелин. Хард-рок группа!!!", вышедшую в Ленинграде а 1991 году, отпечатанную на бумаге, в ко­торую вам в лучшем случае завернут в магазине кол­басу. Дальше, правда, лучше. В 1998 в Москве издатель­ством "Вестник" была выпущена книга "Led Zeppelin: взлёт и падение", к которой уже можно было относить­ся серьёзно. В книге, помимо текстов песен с перево­дами, есть довольно подробная вступительная статья Ильи Кормильцева. А немногим ранее (в 1995 году) свет увидел первый том "Рок-посевов" Севы Новгородцева, в котором, помимо прочих, речь идёт и о Led Zeppelin.

И вот, наконец, "Led Zeppelin in Rock and Roll. Ис­тория и песни". У книги нет автора, и, как "предупреж­дают" в самом начале издатели, "данный труд следует считать компиляцией". Здесь можно сказать так: если у вас есть первый том вышеупомянутых "Рок-посевов", то эту книгу вы можете и не покупать, ну разве что ес­ли у вас нет доступа в Интернет и вы не имеете возмож­ности скачивать оттуда пресловутые тексты. Также, если вы хотите бегло ознакомиться с творческими путями экс-цеппелиновцев. В остальном книга практически ничем не отличается от "Посевов", ибо, как говорится в предисловии, "в основу повест­вования об одной из наиболее значительных рок-групп в истории ро­ка поставлен рассказ Севы Новгородцева", который "представ­лен здесь по возможности полно­стью и без изменений, поскольку лучше Севы не скажешь...".

 

Книга о группе Led Zeppelin — "In Rock and Roll"


Не знаю как насчёт "лучше не скажешь", но книга, в целом, не­плохая. Это не какая-нибудь "отпи­ска", а вполне серьёзная, интерес­ная работа. Творческий путь музыкантов прослеживается довольно подробно: от того периода, когда Джимми Пейдж и Джон Пол Джонс работали сессионными му­зыкантами на записях Kinks, Herman's Hermits, Pretty Things, Rolling Stones, - до несостоявшегося концерта Роберта Планта в Санкт-Петербурге 15 июля 2001 года. Рассказывается история создания каж­дого альбома; практически для каждых американских гастролей группы отводится отдельная глава; большое внимание уделено личности и влиянию великого мене­джера Питера Гранта; такие нюансы, как взаимоотно­шения группы с прессой, скандально известное пове­дение "Цеппелинов" на гастролях, финансовые перипе­тии и межличностные хитросплетения, - также не обой­дены стороной.

Фактических ошибок в тексте нет, есть лишь пара досадных промахов. Так, на странице 109 на­писано: "Рок-н-Ролл" появился спонтанно. Работали над чем-то другим, но Бонзо начал играть вступление клас­сического рок-н-ролла Литл Ричарда "Good Golly Miss Molly"..." Это не более чем недоразумение: у Литл Ри­чарда уйма вариантов исполнения этой песни, но ни один из них не начинается с ударных - автор просто спу­тал "Good Golty..." с не менее известным хитом Ричарда "Keep A Knockin'". По ходу всего повествования невоз­можно не почувствовать того безмерного уважения, ко­торое питают авторы к Роберту Планту как к вокалисту. Спору нет, Плант действительно выдающийся певец, но были у него и казусы. Так, на знаменитом концерте, по­священном памяти Фредди Меркьюри, Плант рискнул спеть "куиновскую" "Innuendo" и выглядел, прямо ска­жем, неубедительно. Те, кто помнят этот концерт, пой­мут, о чём речь. Однако в книге сей факт замалчивает­ся, и просто пишется, что Роберт Плант "исполнил песню "Crazy Little Thing Called Love" из репертуара Queen".

Виниловые пластинки Led Zeppelin


Любопыт­но, что и сам Плант, и музыкальные издатели поскорее попытались вычеркнуть это из своей памяти, и в появив­шейся вскоре официальной видеоверсии этого концерта-трибьюта "плантовского" невразумительного испол­нения "Innuendo" уже не было: сегодня это своеобраз­ный видеораритет. Также в книге сказано, что автором знаменитого риффа песни Kinks "You Really Got Me" яв­ляется Джимми Пейдж... Ни в коем случае не вступая с автором в полемику, замечу всё же: а вы попробуйте сказать это Дэйву Дэаису, и я посмотрю, что с вами бу­дет после этого. Да, Пейдж играл на ряде записей Kinks, но за право авторства одного из самых знаменитых риф­фов в истории рока гитарист Kinks, я думаю, будет от­чаянно сражаться. Пейджу что - "Whole Lotta Love" и "Heartbreaker" недостаточно?

В определённом смысле доверие к книге подрывают подчас до смешного некачественные фотографии: взгляните, например, на стра­ницы 10, 166 или 224, и вам всё сразу станет ясно. Но в целом понятно, что всё это сущие мелочи, которые даже огрехами-то назвать сложно. Кни­га сделана с любовью, дискогра­фия как Led Zeppelin, так и её уча­стников в отдельности, представ­лена отменно: тут вам и концертники, и бутлеги, и неиздававшиеся ранее вещи, и побочные проек­ты каждого из "цеппелиновцев". Тексты (что радует) даны без неук­люжих и, порой, неуместных пере­водов. Словом, издание имеет все шансы занять достойное мес­то а вашей рок-библиотеке. В лю­бом случае, выход этой книжки, вслед за работами о Deep Purple и Uriah Heep, наводит на радостную мысль, что вскоре мы с вами бу­дем находить на книжных полках в магазинах всё больше литературы, посвященной лучшим группам и исполнителям классического рока. Давайте на это надеяться.

ClassicRock#14

Виниловые пластинки "На главную"

 
"));