Этот вдохновленный Ковердэйлом и Хьюзом соул-фанковый альбом зачастую недооценивают. Так как же дебютный релиз Deep Purple образца Mark III вынес тридцатилетнее испытание временем? Я ПОНИМАЮ, ЧТО НИКТО ИЗ НАС МОЛОЖЕ НЕ СТАНОВИТСЯ, И ВСЕ ЖЕ Я БЫЛ НЕМАЛО удивлен, увидев на промо-экземпляре ремастерированного "Burn" следующую надпись: "Переиздано к 39-ой годовщине релиза". Чтоб мне провалиться! Это означает, что "Burn" вышел в 1965 году - за три года до того, как образовалась рок-группа Roundabout (давшая рождение Deep Purple). И как же это могло произойти? Может быть, имел место какой-то причудливый сдвиг во времени (как это нередко случалось в старых сериях "Доктора Кто")?
Или же гитарист Ричи Блэкмор тайно переписывает историю, укрывшись на вершине какой-нибудь темной башни и положив свою лютню на доску Оуйа, как какой-то колдующий средневековый менестрель? Или это просто опечатка кого-то из EMI Records - ведь девятка и ноль соседствуют на компьютерной клавиатуре. Виниловые пластинки и грампластинки: Deep Purple, альбом "Burn"Конечно же, последнее объяснение наиболее правдоподобно - стоит только заглянуть в любую книжку по истории рока, и вы убедитесь в том, что "Burn" был выпущен в 1974 году, тридцать лет назад. Но мне так нравится этот образ Блэкмора - коварного волшебника, пытающегося извратить всеобщие представления об истории Deep Purple! И мне кажется, отвлекаясь от всех этих нелепых этнических плясок вокруг майского дерева, Ричи с тайной тоской смотрит на свой разбитый Стратокастер, одиноко подпирающий один из углов его замка, и мечтает о том, чтобы взять его в руки и еще раз наиграть вступительный рифф к "Mistreated"... Потому что "Burn" не только демонстрировал "новичков" Deep Purple - ведущего вокалиста Дэвида Ковердэйла и басиста/вокалиста Гленна Хьюза; во многом это и альбом Ричи. И Ковердэйл, и Glenn Hughes дебютировали в "Burn", который обозначил новую, блюз-рок-соул-фанковую направленность группы. Ковердэйл тогда вообще никому не был известен (он до этого работал в модном бутике мужской одежды "Stride In Style", в Редкаре). Хьюз пришел из Trapeze, которые, хоть и были подписаны на лейбл Threshold (где издавались и Moody Blues), не пользовались в Британии широкой популярностью. Однако Блэкмор, решив для себя, что он хочет остаться в Deep Purple после скандального расставания с вокалистом Яном Гилланом и басистом Роджером Гловером, определенно представлял себе, каким будет состав Mark III. В качестве нового вокалиста Ричи очень хотел заполучить Пола Роджерса из Free/Bad Company, но не смог. И на это место взяли Ковердэйла с его соуловым вокалом. Дэвид быстро догадался, кто движет процессом: "Я сразу же понял, что главным композитором в Deep Purple был Ричи, - вспоминает он. - Блэкмор был очень занят. У него было полным-полно восхитительных, свежих идей, совсем не похожих на музыку тех стереотипных Deep Purple, что я прослушивал, изучая "досье" группы". Что касается Гленна Хьюза, он являл собой сильную личность, обладал звонким вокалом и слэповой, фанковой техникой игры на басу, незамедлительно заинтересовавшей барабанщика Яна Пэйса. Как следствие, ритмически музыка Deep Purple стала совершенно иной, по крайней мере, на какое-то время. Но фанк оказался для Ричи губительным, и, прежде чем уйти, он записал с составом Mk III всего лишь еще один альбом, "Stormbringer". "В рок-музыке меня ничем не удивишь, и уж, тем более, фанком", - сказал мне Ричи в августе 1975, когда представлял миру свою новую команду Rainbow. Не так давно Хьюз признался: "Я сделал Deep Purple немного фанковыми... Блэкмору не нравился фанк? Да ну, он же играл его в "Stormbringer". Фанк нравился и Пэйси, и Ковердэйлу, и Джону Лорду". Как бы то ни было, фанк оказался для "Burn" дорогой в будущее. И восторгаясь им сегодня, я не могу не отметить две вещи. Во-первых, несравненный вклад Ковердэйла и Хьюза и их непревзойденный дуэт. Дэвид так и пышет энтузиазмом (и, соответственно, подзаряжен амфетаминами), он завывает, как пес, в то время как Гленн, в противовес ему, пронзителен и резок. Они отлично дополняют друг друга, как будто всю жизнь пели дуэтом. Призрак Гиллана повержен. Во-вторых, как я уже говорил, истинная звезда "Burn" - это Блэкмор. Его риффы - особенно в треке "Mistreated" - обманчиво просты, восхитительно тягучи и, конечно, мастерски сыграны. Его гитара - великолепна и мощна, а при звуках его соло отпадает челюсть - например, когда в конце "Lay Down Stay Down" он выстраивает ряд повторяющихся блюзовых вариаций; это нечто совершенно неземное. Я слушал "Burn" миллионы раз, но время - будь то благодаря колдовству Блэкмора или чему-то еще - ни на йоту не ослабило его привлекательности. Слушая его сейчас, я прихожу к выводу, что это лучшее из того, что когда-либо выпускали Deep Purple. Кстати, ремастированное издание доступно не только на CD, но и на двойной виниловой пластинке - ну, не прелесть ли? И еще один интересный момент: из двух версий "Mistreated", вошедших в это переиздание, оригинальная длится семь минут двадцать шесть секунд, а ремикс 2004 года - на целую секунду дольше. Прислушайтесь внимательно - и услышите, как Дэвид Ковердэйл застегивает молнию на джинсах.
Виниловые пластинки "На главную"
|